Центр изучения молодежи Поколения.net Субкультуры и жизненные стили Международный фестиваль социальной рекламы Виноградарь Бизнес-исследования и консалтинг
Найти
КАЛЕНДАРЬ

Сентябрь 2017

НЕД. 1 2 3 4 5 6
ПН 4 11 18 25
ВТ 5 12 19 26
СР 6 13 20 27
ЧТ 7 14 21 28
ПТ 1 8 15 22 29
СБ 2 9 16 23 30
ВС 3 10 17 24



Клуб Московской Школы Политических Исследований



Центр молодежных исследований ГУ-ВШЭ в Санкт-Петербурге

Тело в социальной фотографии: кровь или норма?


Выступление Дарьи Кривонос опиралось на результаты исследования конкурса фотографии “World Press Photo”.

Данный конкурс является удобным исследовательским полем для анализа социальной фотографии. Во-первых, сама фотодокументалистика подразумевает социальную тематику. Каждый год в феврале международное независимое жюри, состоящее из 13 профессиональных фотографов и фоторедакторов СМИ, оценивает работы претендентов в 10 различных номинациях, среди которых также и категория «Проблемы современности» (“Contemporary Issues”). Эта номинация позволяет еще больше сузить фокус на анализе социальной фотографии, под которой Дарья понимает социально ориентированную фотографию, то есть эстетический способ привлечения внимания общественности к существующим проблемам посредством их визуализации. И если говорить о визуализации социальных проблем, то социальная фотография позволяет рассмотреть производство символической власти, а именно то, на что наклеивается ярлык социальной проблемы, к чему фотограф хочет привлечь внимание общества, сделав проблемы видимыми. В данном исследовании тело рассматривалось как механизм, через который репрезентируется социальная проблема. Рассматривая людей на фотографиях с социологической точки зрения, мы, как минимум, обращаем внимание на возраст, гендер, расу. Носителем этих признаков на фотографии является телесность, тело становится носителем визуального сообщения, так как оно находится в центре фотографического опыта. Объектом анализа стали 37 фотографий-победителей (I, II, III места) номинации «Проблемы современности» и «Проблемы современности. Серии» 2003 – 2011 г.г. Рассматриваемый временной промежуток определяется тем, что с 2003 года на конкурсе появилась отдельная номинация «Проблемы современности». По словам Дарьи Кривонос, ее более всего интересовало, какая повестка дня, касающаяся общественных проблем, формулируется посредством социальной фотографии через конкурс фотографии и как репрезентируются эти проблемы. Анализ эмпирического материала позволил выделить три категории тем: проблемы развивающихся стран, проблемы развитых стран, проблема виктимизации женщины. Такое разделение проблем относительно их культурной и «географической» принадлежности характерно и рамках матрицы «фотографирующий - фотографируемый», когда авторами фотографий являются представители Европы (Германия, Испания, Италия, Франция, Дания, Великобритания, Швеция) и США, в то время как объектами фотографирования являются представители стран «третьего мира» (Уганда, Гватемала, Малави, Конго, Нигерия, Бурунди, Танзания, Замбия). Такая оппозиция наблюдается также и в способах репрезентации проблем, о чем докладчик более подробно рассказал далее. Проблемы развивающихся стран включают в себя такие темы как бедность, голод, отсутствие гражданских прав, плохое медицинское обеспечение, болезни, тяжелые рабочие условия. Эти проблемы формируют повестку дня на конкурсе из года в год, создавая некоторый «традиционный» набор репрезентируемых проблем на конкурсе. Если попытаться применить категорию «взгляд» к таким фотографиям, то здесь оказывается уместным объективирующий взгляд, так как авторы фотографий, являющиеся представителями Европы, конструируют образ «другого» для своей культуры. Основным типом телесности на рассматриваемых фотографиях является страдающее, паталогизированное «этническое» женское и детское тело как объект виктимизации. Причем, в понимании «punctum’a» Бартом проблемы часто репрезентируются через заботу матери-жертвы о страдающем, умирающем ребенке, что насыщает фотографии эмоционально. На фотографиях не изображаются индивидуальные биографии героев, как это происходит в проблемах развитых стран. Напротив, при визуализации проблем стран развивающихся происходит потеря, обезличивание индивидуальной телесности, происходит унификация и объективация опыта. Нам показывают мир, который требует вмешательства: страдающие, окровавленные тела, изуродованные лица, искалеченные части тела.

Другие проблемы и способы их репрезентации наполняют категорию проблем развитых стран. Эта категория включает в себя фотографии, темы которых появляются в номинации реже, чем фотографии вышеописанной категории. Применяя концепцию «взгляда» к данным образам, на этих снимках можно считать «внутренний взгляд». Так, будучи представителем одной страны (Германия, США, Великобритания, Испания, Италия, Венгрия), фотограф представляет проблему своей же страны, что отражается в способе репрезентации социальных проблем. Здесь фокус останавливается на таких социальных проблемах как проблемы пожилых людей, миграции, болезни (рак груди, детское ожирение), следование навязываемым идеалам красоты, гомофобия.

Контраст способов визуализации социальных проблем ярко проявляется в категории проблемы виктимизации женщины. В эту категорию попадают проблема насилия в семье и проблема секс-рабства. Тело репрезентируется как окровавленное, страдающее, на нем есть следы физического насилия. «Цветное» женское тело прочитывается как покалеченное, оно окровавлено или мертво. Проблема в этом случае визуализируется через кровь и раны на теле, в то время как «европейское» тело нормализуется, но не маркируется следами насилия; мы начинаем воспринимать женщину как жертву, только прочитав комментарии авторов фотографий. Получается, что для репрезентаций социальных проблем на конкурсе фотографий также характерна бинарная схематизация, определяющая «развитые» и «развивающиеся» страны в рамках оппозиций не только на уровне объекта и субъекта фотографирования, но и на репрезентациях телесности. На конкурсе представлен западный «взгляд», определяющий социальные проблемы в бинарных оппозициях: «белое» здоровое тело противопоставлено окровавленному, страдающему «цветному»; «голодающий» третий мир контрастирует с благополучным «западом», способным преодолеть свои проблемы; страдающая женщина-жертва является антитезой мужчине, который почти не репрезентируется в центре социальных проблем. Эта же оппозиция присутствует в субъекте и объекте фотографирования: несмотря на то, что доступ на участие в конкурсе является открытым и организаторы концептуализируют его как независимое и открытое пространство, авторами подавляющего большинства фотографий являются представители западного мира, в то время как объектом фотографирования чаще является «третий» мир. Таким образом, структура телесных репрезентаций на рассматриваемом конкурсе фотографий функционирует через культурное субординирование типов телесности: женское и детское по отношению к мужскому, паталогизированное «цветное» по отношению к нормализованному «западному».